Инструкция по эксплуатации сварочного оборудования для ПЭ труб [часть 2]

3.Инструкция по эксплуатации

3.1. Требования к обслуживающему персоналу.

Персонал, обслуживающий аппарат для стыковой сварки полимерных труб должен быть обучен способам и методам безопасной работы на электрооборудовании. Для обслуживающего персонала должно быть проведено предварительное обучение по утвержденным типовым программам подготовки специалистов.

3.2. Подготовка к сварке.

Установите центратор аппарата на горизонтальной плоскости в месте сварки.

Аппарат и зона сварки должны быть защищены от воздействия природных факторов (туман, дождь, роса, ветер, пониженная температура окружающего воздуха) способных повлиять на условия сварки. При температуре воздуха в зоне сварки ниже +5°С, торцы свариваемых труб должны быть предварительно прогреты теплым сухим воздухом.

Соедините центратор и гидравлическую станцию путем соединения БРС. Произведите подключение гидравлической станции, нагревательного элемента и торцевателя к электросети, соблюдая фазировку и необходимое напряжение сети. Перед началом работы убедитесь в том, что температура нагревательного элемента достигла заданных значений. Температура нагревательного элемента при сварке труб из полиэтилена марки ПЭ 80 равна 210±10°С, при сварке труб из полиэтилена марки ПЭ100 220±10°С.

3.2.1. Закрепление труб в хомутах сварочного аппарата происходит при помощи имеющихся сменных вкладышей. Втулки под фланец фиксируются в планшайбе с помощью установочных башмаков.

Изменение диаметра свариваемых труб достигается путем снятия — установки сменных вкладышей на хомутах, вкладыши фиксируются при помощи болтов.

При сварке меньший отрезок трубы фиксируются в подвижных хомутах, в противном случае возможно перемещение сварочного аппарата в горизонтальной плоскости относительно сваренного отрезка трубопровода.

3.2.2. Установите свариваемые отрезки в хомуты центратора аппарата и затяните гайки зажимных болтов. Неровность трубы может быть скомпенсирована путем зажатия или отпуска гаек зажимных болтов.

3.2.3. Плавным поворотом регулятора давления по часовой стрелке увеличивайте давление в гидроцилиндрах аппарата, при начале передвижения подвижных хомутов определите давление холостого хода,в дальнейшем значение давления холостого хода будет необходимо для правильного подбора параметров сварки. Сведите свариваемые поверхности для проверки прочности фиксации труб с давлением прижима равным сумме давления холостого хода плюс давление оплавления торцов (см. таблицу). Свариваемые поверхности должны быть выставлены и отцентрованы таким образом, чтобы смещение внешних кромок заготовок, по наружному периметру, было не более 10% от толщины стенки свариваемых труб (см. рисунок 1).

Рис. 1. Допуски на смещение и зазор свариваемых поверхностей

3.2.4. Разведите концы труб, вставьте торцеватель между концами труб, закрепите его на направляющих валах центратора. Плавно поднимая давление в цилиндрах, сведите торцы свариваемых труб и включите торцеватель. Торцевание осуществлять при давлении, не превышающим 12 бар. Торцевание проводить до появления неразрывной стружки на обоих торцах труб толщиной не более 0,2 мм. После появления указанной стружки, для предотвращения появления заусенцев на торцах труб, давление необходимо сбросить до нуля и выключить торцеватель. Развести торцы труб, осмотреть торцы на отсутствие необработанных участков. При необходимости провести повторное торцевание. После проведения этапа торцевания необходимо извлечь торцеватель и удалить образовавшуюся стружку, не касаясь обработанных поверхностей.

Свести торцованные поверхности и проверить зазор между торцами, допустимый зазор не более 0,5 мм (см. рисунок 1). В случае если условия параллельности торцов и соосности труб не соблюдены необходимо компенсировать смещение иповторить процесс торцевания. После проведение процесса торцевания на подготовленные поверхности недопустимо попадание грязи, пыли, воды, смазки и т.д. Проводите торцевание непосредственно перед сваркой.

3.1. Сварка.

3.1.1. При сведении торцов с помощью регулятора давления выставьте давление равное сумме давления холостого хода и давления оплавления торцов. Разведите свариваемые поверхности и вставьте нагревательный элемент. Произведите прижим торцов к нагревательному элементу с давлением равным сумме давления холостого хода и давления оплавления торцов. За счет контактирования торцов с рабочей поверхностью нагревательного элемента производится оплавление торцов свариваемых труб. Процесс оплавления производят до образования равномерного валика по всему периметру свариваемых поверхностей.

3.1.2. После образования равномерного валика по всему периметру свариваемых поверхностей давление прижима торцов к поверхности нагревательного элемента снизьте до давления нагрева торцов. Прогрев торцов производится в течении времени прогрева.

3.1.3. По окончании прогрева торцов разведите свариваемые поверхности и извлеките нагревательный элемент. Технологическая пауза предназначена для вывода нагревательного элемента из зоны сварки и считается от момента разведения заготовок для вывода нагревателя до момента соприкосновения торцов заготовок.

Для предотвращения окисления торцов заготовок кислородом воздуха и образования на их поверхности твердой корочки расплава, время технологической паузы должно быть минимальным и не превышать значений, указанных в таблице.

3.1.4. После смыкания заготовок, для исключения усадочных пустот-раковин, производится осадка сварного шва. Осадка сварного шва проводится путем равномерного подъема давления до давления сварки, соответствующего давлению охлаждения, в течении времени подъема давления. После завершения процесса осадки сварного шва производится охлаждение стыка.

Время подъема давления, время охлаждения и давление охлаждения приведены в таблице. Ускорять процесс охлаждения сварного шва обдувом воздуха или обливанием водой категорически запрещается. По окончании времени охлаждении снизьте давление до 0, ослабьте гайки зажимных болтов, откройте хомуты центратора и извлеките сваренную трубу. Переставьте аппарат для сварки следующего соединения.

4.Техническое обслуживание

Для поддержания аппарата в работоспособном состоянии необходимо выполнять следующие требования:

4.1. На направляющих валах аппарата и штоках гидроцилиндров не должно быть грязи, грунта, влаги. Своевременно производите обтирку оборудования. После использования аппарата произвести протирку направляющих валов и штоков гидроцилиндров промасленной тканью.

4.2. Своевременно производить доливку масла в бачок гидравлической станции. Уровень масла (при заполненной системе) должен находиться между отметками минимального и максимального уровня щупа. Своевременно устранять утечки масла через соединительные элементы, при необходимости произвести обжим резьбовых соединений или замену уплотнений.

4.3. Полную замену масла в гидравлической системе производить не менее 1 раза в 6 месяцев. В гидравлической системе аппарата используется индустриальное масло

4.4. Перед использованием торцевателя произвести осмотр состояния ножей, при необходимости произвести замену или заточку ножей.

4.5. Перед использованием торцевателя проверить уровень масла в редукторе, при необходимости долить до риски на стержне.

4.6. Первую замену масла в мотор-редукторе произвести через 150 часов, последующие через 500 часов работы. Замену масла производить с обязательной промывкой полости редуктора (в пустой редуктор залить керосин, прокрутить мотор-редуктор вхолостую 7-9 минут, слить керосин и залить свежее масло).

4.7. После использования произвести осмотр нагревательного элемента на предмет остатков материала и нагара. Все посторонние предметы с поверхности нагревательного элемента должны быть удалены не ворсистой тканью смоченной в спирте.

4.8. В случае появления на греющих поверхностях нагревательного элемента повреждений покрытие необходимо заменить.

5.Транспортирование и хранение

5.1. Хранение аппарата во время эксплуатации должно исключать возможности воздействия на оборудование атмосферных осадков и механических усилий. Рекомендуемые условия хранения: в закрытом помещении при температуре окружающего воздуха от минус 5°С до плюс 40°С и относительной влажности не более 65% в обесточенном и разобранном состоянии.

5.2. Транспортирование оборудования осуществляется в соответствии с правилами, установленными на различных видах транспорта. При транспортировании необходимо обеспечить целостность оборудования и исключить воздействие механического усилия.

Читайте также

Новости: